Ямальские геоэкологи и ученые из МГУ объединились, чтобы изучать поведение вечной мерзлоты в ЯНАО
Фото: t.me/yamal_arctic
Исследование проводится с помощью современного метода – воздушного лазерного сканирования с беспилотника
На Ямале ведется комплексная работа по изучению изменений климата: округ закрепил за собой статус экспертной площадки по изучению процессов, связанных с таянием мерзлоты – для разработки адаптационных мероприятий.
Геоэкологи Ямала и ученые из Московского государственного университета разрабатывают водно-эрозионную модель для Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО): региональная модель позволит прогнозировать неблагоприятные гидрологические процессы, оказывающие влияние на объекты капитального строительства в условиях деградации многолетней мерзлоты рассказали в пресс-центре департамента внешних связей ЯНАО.
В настоящее время специалисты изучают распределение снежного покрова и определяют запасы содержащейся в нем воды вдоль автодороги Салехард–Надым–Новый Уренгой. Полученные данные необходимы для разработки прогноза влияния весеннего половодья на автодорогу и предотвращения возможных опасных ситуаций (размывов полотна, деформации мостовых переходов).
Исследования выполняются как с помощью классических инструментальных методов снегомерной съемки, так и с применением технологии воздушного лазерного сканирования с использованием беспилотного летательного аппарата.
«Ранее в створах мостов и водопропускных труб нами были установлены датчики контроля уровня воды, ее мутности и температуры. Информация, поступающая с них, позволяет рассчитать сток рек и дает возможность разработать норматив определения гидрологических характеристик рек округа. Это актуально для задач проектирования строительства дорог. Также по результатам работ планируется составить карты криогенных и экзогенных процессов территории, прилегающей к автодороге», – пояснил ведущий научный сотрудник Научного центра изучения Арктики Роман Колесников.
Начиная с 2022 года в регионе реализуется пилотный проект организации сети мониторинговых станций наблюдений за водным стоком и эрозионными процессами. Вдоль автодороги Салехард-Новый Уренгой обустроено 6 мониторинговых станций с помощью которых на постоянной основе ведется контроль за влиянием речного стока на автодорогу.