Надо что-то делать: инфраструктуре на вечной мерзлоте грозит деформация

Фото: Михаил Пустовой

Последствия потепления климата, остро ощущаемые в Арктической зоне из-за наличия вечной мерзлоты, ударят рублём по инфраструктуре. Последствия – просадки грунта, уже ощущаются на железнодорожных путях в добывающих регионах: Коми, ЯНАО и Норильске, предупреждают эксперты «Восточного центра государственного планирования».

Мы ознакомились с их тезисами.

Арктическая зона – это 90 % запасов нефтегазовых резервов, огромные залежи никеля, угля, золота, меди и олова. За десятилетия промышленного освоения территория обросла технической инфраструктурой: портами, дорогами, железнодорожными линиями и индустриальными объектами. И городами. Воздействие потепления ставит под угрозу устойчивость инфраструктуры.

Первая ласточка уже «прилетела» на железнодорожные пути. Неравномерное оттаивание мерзлотных пород привод к сезонным просадкам отсыпок и деформациям полотна. Критическая тенденция усилилась в Надымском, Пуровском и Тазовском районах ЯНАО, в Норильске и Воркуте.

«На трассе Сейда–Воркута выявлено увеличение осадки дорожного полотна с 10–15 см до 50 см за последние 10 лет, что связано с увеличением среднегодовой температуры вечной мерзлоты за этот период от –6°…–7° до –3°C», – говорится в аналитической записке.

С годами накопительный эффект от процесса приведёт к аварийным ситуациям на железных дорогах в Арктической зоне. И даже к разрушениям с трудом построенных объектов инфраструктуры. Что ударит рублём по добывающей экономике России.

Шагом на опережение в гонке с климатом может стать применение термостабилизаторов, защищающих инженерные сооружения от последствий просадок. А также культивация лесных посадок, возведение дамб. Необходима концепция последовательной адаптации к последствиям потепления в северных широтах.

«При том, что с аналогичными транспортными проблемами сталкиваются все Арктические страны, в России они могут иметь наиболее сильные негативные последствия. В отличие от Аляски и Северной Канады, у нас слабо развит местный воздушный транспорт», – добавляют эксперты.

Член Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, заведующий Лабораторией геокриологии им. Г.З. Перльштейна (ИГЭ РАН) Дмитрий Сергеев прокомментировал представленные идеи.