Эксперты планируют создание единой системы мониторинга вечной мерзлоты, прогнозируя ущерб при ее таянии в 10 трлн рублей
Фото: Сергей Карпухин / GeoPhoto
Разработка общей межведомственной системы мониторинга и подготовка кадров для нее – первоочередные задачи
В ходе «Дней регионального развития Дальнего Востока и Арктики» на выставке-форуме «Россия» не только презентовали мастер-планы опорных населенных пунктов и агломераций, о чем вчера писал GoArctic, – кроме этого, был проведен круглый стол «Концепция мониторинга вечной мерзлоты», на котором эксперты обсудили направления разработки комплексной государственной системы мониторинга криолитозоны и уже существующие для этого инструменты. Организатором мероприятия выступил Восточный центр государственного планирования («Востокгосплан»).
Круглый стол «Концепция мониторинга вечной мерзлоты»
«Территория вечной мерзлоты занимает до 65% площади России. Влияние криолитозоны на формирование экологической и экономической обстановки при недропользовании и промышленном освоении является определяющим. Однако до сих пор не существует государственной программы ее комплексного изучения», – сказал директор «Востокгосплана» Михаил Кузнецов, открывая дискуссию. По его словам, мониторинг вечной мерзлоты — неотъемлемая часть успешной экономической политики освоения Арктики.
По некоторым оценкам, есть вероятность, что около 10% площади вечной мерзлоты в России растает к 2050 году и в зависимости от изменения климата эта цифра может приблизиться к 50% к 2100-му.
«В Арктической зоне Российской Федерации реализуются крупные бизнес-проекты. Регион обеспечивает добычу более 80% природного газа и 17% нефти в нашей стране. При этом потепление климата в Арктике происходит в 2-2,5 раза быстрее, чем в целом на планете. В связи с чем растет вероятность неблагоприятных экологических событий в регионе, повышаются риски для хозяйственной системы, окружающей среды и безопасности России и мира в целом», – отметила ведущий научный сотрудник, доцент кафедры геокриологии геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Ванда Хилимонюк, добавив, что, по наблюдениям, повышение температуры воздуха не всегда приводит к таянию мерзлоты, и ученые еще не понимают, как именно взаимосвязаны изменения климата и вечной мерзлоты, – поэтому система наблюдения за ней необходима.
Заведующий кафедрой геокриологии геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Анатолий Брушков уточнил: «Предполагаемый ущерб для жилых и промышленных зданий и сооружений в Арктической зоне составит в среднем для различных сценариев к 2050 году около 10 трлн. рублей». Но важны не просто наблюдения, а основанный на них прогноз состояния вечной мерзлоты, – именно это даст возможность своевременной коррекции несущей способности оснований зданий и сооружений. По словам ученого, мониторинг разделяется на фоновый (для изучения общих тенденций в ненарушенных природных условиях на полигонах и стационарах) и геотехнический (на застроенных и нарушенных территориях, в основаниях зданий и инженерных сооружений). Сегодня геотехнический мониторинг проводят в некоторых городах и поселках, на магистральных трубопроводах, дорогах и других объектах организациями и предприятиями различных ведомств – задействовано более 10000 скважин. Однако обмена этой информацией и ее регионального анализа нет. Сеть мерзлотных наблюдений и ее организация в нынешнем виде не позволяет получить достоверную характеристику изменений температуры и свойств грунтов. Кроме того, по мнению Анатолия Брушкова, целесообразно объединение фонового и геотехнического мониторинга в общую систему.
«Очевидна необходимость создания центра федерального уровня, который бы позволил реализовать единую техническую политику в отношении методик наблюдений и анализа данных, аккумулировал бы эти данные, позволял производить их обмен, анализ и составление прогнозов, как для отдельных промышленных узлов, регионов, так и для страны в целом», – подытожил ученый. – «Для организации системы государственного комплексного мониторинга необходимы соответствующие нормативные и законодательные документы, в том числе закон о вечной мерзлоте».
Еще одна из проблем при таянии мерзлоты – выделение большого количества метана, в свою очередь ускоряющего потепление, – объемы которого могут значительно перекрыть объемы техногенных выбросов, и необходима система контроля и фиксации этих объемов.
Существующие системы мониторинга
Над глобальной проблемой деградации мерзлоты сегодня работают многие министерства и ведомства. Что на данный момент существует: в министерстве энергетики РФ разработана система мониторинга мерзлоты в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК), она включает региональные наблюдательные сети полигонов, стационаров, мерзлотных станций и аналитические центры, данные систем геотехнического мониторинга предприятий ТЭК и проектно-технологических предприятий по реконструкции и восстановлению зданий и сооружений в регионах; на базе государственной наблюдательной сети Росгидромета с 2022 года создается государственная система фонового мониторинга вечной мерзлоты в «Единой национальной системе мониторинга климатически активных веществ», всего планируется создать 140 пунктов наблюдения во всех субъектах, где имеется вечная мерзлота, на данный момент работают 23 пункта, до конца 2024 года планируется ввести еще 55 – этим занимается Арктическо-антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ), где создан центр мониторинга вечной мерзлоты, куда поступают все данные.
Особое внимание участники дискуссии уделили геотехническому мониторингу: в соответствии с законодательством, компании должны обеспечивать геотехнический мониторинг на промышленных объектах, расположенных на вечной мерзлоте; также – работающим в арктических регионах госкорпорациям и компаниям с государственным участием рекомендовано проводить мероприятия по адаптации к климатическим изменениям, – поэтому компании активно разрабатывают системы геотехнического мониторинга.
Концепция общей межведомственной системы
Фонд развития экологических и социально значимых проектов «Ресурсный центр Арктика» считает, что разработка каждой крупной компанией своей цифровой платформы сбора и обработки данных мониторинга, неоправданно затратна. «Стоимость разработки такой системы в среднем составит 1.5 млрд. руб. для каждой госкорпорации, что совокупно приведет к изъятию из налогооблагаемой базы за 2-3 года до 20 млрд. руб., и это без учёта дальнейших затрат на эксплуатацию», – считает эксперт фонда Олег Волков.
По его словам, вместо разработки множества идентичных по функционалу систем госкорпорациям стоит объединить усилия и, используя государственно-частное партнерство (ГЧП) создать одну общую государственную систему мониторинга вечной мерзлоты.
«На многолетнемерзлых грунтах расположено примерно 20 000 потенциально опасных и инфраструктурных объектов. Цифровая платформа объединит данные о них и обеспечит их качественную аналитику, которая будет доступна всем собственникам объектов, расположенных на мерзлоте, в том числе муниципалитетам. При создании и эксплуатации в течении 10 лет такой единой цифровой платформы, экономия средств 10 госкомпаний составит 39 865 500 тыс. рублей», – заключил Олег Волков.
Эксперты Фонда развития экологических и социально значимых проектов «Ресурсный центр Арктика» представили свою концепцию единой платформы (системы) геотехнического мониторинга объектов. Они пригласили участников круглого стола присоединиться к соглашению о создании экспертной рабочей группы по разработке Концепции создания системы комплексного межведомственного мониторинга вечной мерзлоты и дорожной карты по ее адаптации.
Особое внимание участники круглого стола уделили вопросу острой нехватки специалистов, чьи знания и навыки критически необходимы при изучении изменений вечной мерзлоты – гляциологов, климатологов, картографов, геологов. Участники дискуссии согласились с тем, что подготовка молодых специалистов крайне необходима, а также сошлись во мнении, что для обеспечения безопасности инфраструктуры и снижения экологических рисков в Арктике требуется объединение фонового и геотехнического мониторинга, общая техническая политика и методики наблюдений и анализа. Данные должны быть доступными для всех участников хозяйственной деятельности. Кроме того, необходимы соответствующие нормативные и законодательные документы, в том числе закон о вечной мерзлоте.