Строительство объектов аэропорта поселка Сабетта. “Фундаментстроаркос”
Проблема
НПО «Фундаментстройаркос» приступило к проектированию и строительству оснований, начиная с 2010 года. Уже тогда было выявлено, что инженерно-геокриологические условия строительства являются очень сложными за счет засоленности, заторфованности и льдистости грунтов, а также наличия пластовых льдов. Несущая способность таких грунтов в природном состоянии является очень слабой, и значительно снижается при повышении температуры грунтов. Поскольку в процессе монтажа свай буроопускным способом в грунты основания поступает значительное количество тепла, то происходит резкое повышение температур грунтов и снижение несущей способности свай. Восстановить температурное состояние грунтов, а в дальнейшем понизить их температуру и надежно обеспечить несущую способность грунтов возможно только при применении сезонно-охлаждающих устройств.
Решение
Первым объектом строительства был резервуарный парк ГСМ (комплекс резервуаров, которые служат для приемки, хранения и распределения горюче-смазочных материалов и сырой нефти), состоящий из резервуаров емкостью 2000 и 5000 м3, где при строительстве насыпных охлаждаемых оснований применены системы ГЕТ (горизонтальная естественно действующая трубчатая система температурной стабилизации вечномерзлых грунтов). Это позволило в кратчайшие сроки с минимальным количеством привозных материалов и значительным сокращением затрат в зимнее время выполнить строительство оснований под резервуары. При этом в процессе строительства не было не только теплового воздействия на подстилающий ледогрунт, но и произошло промораживание грунтов в процессе строительства, что гарантированно обеспечило несущую способность грунтов. Мониторинг температур грунтов оснований, проведенный в апреле 2014 года, показал, что системы ГЕТ работают в штатном режиме, и поддерживают требуемую температуру грунтов оснований резервуаров.
В 2013-2014 гг. были продолжены работы по монтажу систем температурной стабилизации грунтов оснований 6 объектов обустройства аэропорта Сабетта. Инженерно-геокриологические условия строительства характеризуются также как очень сложные, поскольку в основании залегают засоленные грунты, торф и лед. В основании здания Аварийно-спасательной службы (24х76 метров), где на значительной площади основания залегает лед, применены горизонтальные системы ГЕТ и вертикальные системы ВЕТ. В целях исключения пластично-временных деформаций, залегающих в основании пластовых льдов, предложено выполнить распределение нагрузок от тяжело нагруженной пожарной техники путем размещения в основании георешётки с цементно-песчаным заполнителем. Дополнительно в качестве теплоизоляции применен пеноплекс марки 70. На остальных зданиях применены только системы ГЕТ. Надежность температурного режима ледогрунтовых оснований обеспечивается обязательным размещением в основаниях дополнительных резервных труб, к которым при необходимости могут быть подключены серийно-выпускаемые холодильные машины. Служебно-пассажирское здание (46х72 метра) выполнено с техническим подпольем, остальные здания выполнены с полами по грунту.
Результат
Применение систем ГЕТ и ВЕТ с полами по грунту позволило значительно сократить объем свайных работ и стоимость строительства, а также не допустить изменение температурного режима грунтов оснований в период строительства и обеспечить несущую способность свай. Всего на 6 объектах установлено 62 системы ГЕТ и 6 систем ВЕТ. В настоящее время продолжаются работы по проектированию двух ангаров для стоянки и технического обслуживания самолетов и вертолетов.
20.04.2022